“Шанс – жить, как решишь ты! Шанс – для каждого!”

Инновационную деятельность можно определить, как внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов, которые повышают ее эффективность. Инновационная активность — это социальная необходимость развития любого современного общества в XXI в. Только на основе активной инновационной деятельности можно преодолевать постоянно возникающие социальные конфликты между растущими потребностями человека и ограниченными ресурсами их удовлетворения. Согласно «Стратегии инновационного развития Российской Федерации» на период до 2020 года уровень инновационной активности российской экономики должен увеличиться за 10 лет в пять раз, а ее экспортный потенциал — в десять раз. Инновационная деятельность характеризуется стремлением удовлетворить новые общественные потребности и зависит от наличия людей, способных к такой деятельности. В мире есть немало людей, обладающих творческим потенциалом, из 100 человек не проявляют вообще или проявляют в очень малой степени творческую активность не более трети. Но не каждый обладающий творческой потенцией способен стать инноватором.

Инновационный потенциал — это способность творческой личности продвигать инновации, его желание, настойчивость, убеждение. От способности творческой личности, от ее активности, от количества и синергетического взаимодействия творческих личностей, способных находить в себе силы, возможности и желания ставить и решать серьезные задачи в условиях развития общества, зависит будущее России. Следует подчеркнуть, что наличие инновационного потенциала (как внутренней среды инноваций) является необходимым условием для эффективной коммерциализации результатов научно-технической деятельности и реализации инновационных стратегий.

Поездки на международные, межрегиональные и всероссийские слеты, конференции, фестивали, семинары способствуют осознанному выбору дальнейшей профессиональной деятельности, а в дальнейшем — наиболее эффективному включению инновационной продукции и технологий в процесс модернизации отечественной промышленности. Тем самым, необходимо изучение и выявление талантливой молодежи, способной создавать инновационные продукты и внедрять их в жизнь.

Основная цель социологического исследования – изучить роль инноваций и технологий в жизни современной молодежи.

Задачи социологического исследования:

1.      Определить отношение молодежи к инновациям и технологиям.

2.      Узнать, нововведения каких сфер жизни интересны молодым тольяттинцам.

3.      Составить список популярных гаджетов и девайсов.

3.  4. Исследовать цели, с которыми молодежь пользуется Интернетом.

Заказчик социологического исследования: администрация г. о. Тольятти в рамках муниципальной программы организации работы с детьми и молодежью г. о. Тольятти «Молодежь Тольятти» на 2014-2020 гг.

Организация, проводящая социологическое исследование: муниципальное бюджетное учреждение городского округа Тольятти многофункциональный молодежный центр «Шанс».

Объем генеральной совокупности:  133 390 чел. (количество молодежи в возрасте от 14  до 30 лет по данным статистики на 01.01.2019 г.).

Планируемое распределение выборки:  молодёжь в возрасте от 14 до 30 лет (0,3% от объёма генеральной совокупности).

Объем выборки: 500 чел.

Планируемый метод проведения опроса: уличный опрос – 50%,  опрос с помощью googleplay– 50 %.

Места проведения опроса: не менее 3-х точек в каждом районе (остановки напротив крупных торговых центров, парки культуры и отдыха, пешеходные бульвары), учебные заведения г.о. Тольятти.

 

АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Диаграмма №1 «Укажите Ваш пол»

В исследовании приняло участие 500 респондентов. Из них 40 % (200 человек) составили мужчины, 60% (300 человек) – женщины.
Диаграмма №2 «Укажите Ваш возраст»

Возрастной состав опрошенных распределился следующим образом: наибольшую часть составили респонденты в возрасте 14-18 лет – 50% (251 человек), затем следует возрастная группа от 19 до 23 лет – 24% (117 человек), третья по численности – 24-30 лет – 26% (132 человека).


Диаграмма №3 «Укажите Ваш социальный статус»

1. Учусь – 309 респондентов (62%). Из них:

- школьник – 193 респондента (62%)

- студент колледжа – 52 респондента (17%)

- студент ВУЗа – 64 респондента (21%)

2. Работаю – 115 респондентов (23%)

- работаю в сфере услуг – 86 респондентов (75%)

- работаю в сфере производства – 29 респондентов (25%)

3. Учусь и работаю – 71 респондент (14%)

4. Другое – 5 респондентов (1%): закончила университет, домохозяйка, в отпуске по уходу за ребенком, работаю в сфере it, не учусь и не работаю.

 

Диаграмма №4 «Как Вы относитесь к инновациям и современным технологиям (усовершенствование услуг, техники, организации труда, которые обеспечивают повышение эффективности производственной системы и качества продукции)?»

Начали мы наше исследование с вопроса об отношении молодежи к инновациям и современным технологиям. Так, подавляющее большинство молодого поколения, а именно 85%, положительно относятся к усовершенствованиям в разных сферах, они считают, что это улучшает качество жизни. 13% относятся к инновациям с опаской, так как некоторые новшества имеют ряд недостатков. Примечательно, что ни один респондент не дал современным технологиям негативную оценку. И 2% респондентов предложили свои варианты ответа: «Во всем есть свои плюсы и минусы», «50 на 50. Все зависит от конкретной технологии. Что-то делает жизнь лучше, что-то – наоборот».

 





 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №5 «Нововведениями каких сфер жизни Вы обычно интересуетесь?»

Далее мы решили узнать, нововведениями каких сфер жизни интересуется современная молодежь. Наибольший интерес вызывают цифровые технологии, информация и связь, так ответили 80% тольяттинцев. Не менее интересны такие темы, как наука и инновации (56%), образование (48%), а также медицина (43%). Вариант «Промышленность, энергетика, строительство, транспорт» выбрали 37%. Культурой и искусством увлекаются 32%. Чуть меньший процент молодежи (31%) указали такую сферу жизни как спорт, физическая культура. Предпринимательство упомянула четверть опрошенных респондентов (24%). Торговля и продажи интересуют 21% молодежи. За нововведениями в области экономики и финансов следят 18% участников опроса. По 8% респондентов выбирали варианты «Юриспруденция» и «Силовые структуры (армия, правоохранительные органы и др.)». Не интересуются новинками в различных сферах жизнедеятельности 2%. И еще 1% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. 

Диаграмма №6 «Названия каких молодежных форумов Вам знакомы?»

iВолга (72%), Таврида (51%) и Селигер (34%) – самые известные молодежные форумы среди тольяттинцев. О Территории смыслов знают 28%. По 12% молодежи выбрали такие варианты ответов, как «Балтийский Артек» и «Евразия Global». О таком форуме, как Байкал слышали 9%. Восток знаком 7% участников опроса. И 3% осведомлены о том, что существует такой молодежный форум, как Амур. Также каждый пятый респондент затруднился ответить на данный вопрос.

 

Диаграмма №7 «Принимали ли Вы участие в проектах в сфере науки и техники?»
20% участников опроса принимали участие в проектах в сфере науки и техники. И не принимали участие в подобных мероприятиях 80% молодежи.

 

 

 

Диаграмма №8 «Посещали ли Вы научно-технические кружки, секции или факультативы и т.п.?»


Научно-технические кружки, секции и факультеты посещали 35% молодых тольяттинцев. И 65% не ходили на данные занятия.

 

 

Диаграмма №9 «Какими современными устройствами, гаджетами и девайсами Вы пользуетесь?»
В современном мире нас окружают различные гаджеты и девайсы, мы решили выяснить какие из них сегодня являются самыми популярными. Так, выяснилось, что в новых реалиях ни один человек в возрасте от 14 до 30 лет не обходится без мобильного телефона, им пользуются 100% участников опроса. Информационное общество диктует определенные правила в поиске и обработке информации, происходит повсеместная компьютеризация общества, тем самым ноутбук, нетбук (87%) и компьютер (81%) также являются самыми необходимыми вещами во многих сферах жизнедеятельности.  Высокая мобильность населения предвосхитила еще одну потребность создании такого устройства, как внешний аккумулятор (Power Bank), так ответили 67% респондентов. 55% выбрали вариант «Беспроводные наушники». Планшетом пользуется практически половина опрошенной молодежи (47%). О портативной колонке рассказали 38% исследуемых. Смарт-часы вошли в жизнь 27% тольяттинцев. Об удобстве электронной книги (букридере) заговорили 14%. GoPro камера есть у каждого десятого молодого человека (11%). Очки виртуальной реальности примеряли на себя столько же процентов опрошенных. Вариант «Радио-, видеоняня» выбрали 7%. По 5% молодежи знакомы с такими девайсами, как квадрокоптер и дрон. И по 4% участников опроса пользуются гироскутером, сигвеем и 3D принтером.

Диаграмма №10 «Во сколько лет у Вас появился первый мобильный телефон?»
У большинства опрошенных респондентов мобильный телефон появился в возрасте 7-8 лет (30%), что совпадает с возрастом отправления в школу. У 22% молодежи потребность в приобретении средства связи возникла в возрасте 9-10 лет. Вариант «После 15 лет» выбрали 16%. У каждого десятого опрошенного тольяттинца собственный телефон появился в возрасте13-14 лет. По 9% участников опроса выбрали такие варианты ответа, как «11-12 лет» и «5-6 лет». Затруднились ответить на данный вопрос 3% респондентов. Примечательно, что ни один опрошенный представитель молодого поколения не ответил, что у него нет мобильного телефона, что подтверждает полученные ранее результаты опроса.  И 1% предложили свои варианты ответа: «Ровно в 15 лет».

Диаграмма №11 «Каким способом Вы чаще всего расплачиваетесь за покупки?»
Современные технологии позволяют расплачиваться за товары и услуги различными способами. Мы решили выяснить, каков наиболее удобный способ оплаты среди молодежи. Так, большинство тольяттинцев (60%) чаще всего, совершая покупки, расплачиваются картой.  Для 29% удобна система NFS, которая предоставляет возможность оплату через мобильное устройство. Каждый десятый участник опроса привык обращаться с бумажными деньгами. И затруднились ответить на данный вопрос 1% респондентов.

Диаграмма №12 «Какой формат для чтения, получения новой информации Вы предпочитаете?»
Больше половины опрошенной молодежи (58%) для чтения и получения новой информации предпочитают бумажный и электронный вариант. 27% только за бумажные издания. 21% отдают предпочтение электронному формату. Прослушивание аудиозаписей удобно для 16% участников опроса. Затруднились ответить на данный вопрос 2% респондентов. Столько же процентов дали свои варианты ответа: «Видео лекция», «Если это просто чтение, то бумажные книги; если для получения информации, то электронный вариант».

 

Диаграмма №13 «Какая форма обучения для Вас наиболее удобна?»

Что касается наиболее удобного формата обучения, то тут результаты распределились следующим образом. Для половины опрошенной молодежи (54%) наиболее удобна очная форма обучения. Четверть респондентов (24%) предпочитают дистанционное обучение. Очно-заочную форму выбрали 13%. И 3% участников опроса за заочное получение знаний. Затруднились ответить на данный вопрос 5%. И 1% респондентов предложили свои варианты ответа: «Смотря чему учиться. Если движениям, то очное, а если программам на ПК, то дистанционное».

Диаграмма №14 «Как Вы относитесь к роботехнике/искусственному интеллекту?»
В последнее время набирают обороты открытия и совершенствования в сфере роботехники и искусственного интеллекта. Мы решили узнать, как к этому относится современная молодежь. Так, половина респондентов (51%) положительно относятся к данной сфере. 42% выражают нейтральную позицию в данном вопросе. И только 4% негативно настроены к роботехнике/искусственному интеллекту. Затруднились ответить на данный вопрос 1% участников опроса. И 2% предложили свои варианты ответа: «Настороженно», «Главное, чтобы не повторилась история как в «Терминаторе».

 

Диаграмма №15 «Для каких целей Вы используете сеть Интернет?»

Общение в социальных сетях и поиск информации – самые распространенные варианты ответов на вопрос Для каких целей Вы используете сеть Интернет?, так ответили 98% респондентов. Для просмотра видео, фильмов и прослушивания музыки используют сеть Интернет 95% и 93% опрошенных соответственно. Для учебы и работы всемирная паутина необходима 92% молодежи. Звонки и видеосвязь посредством использования Интернета совершают 75% тольяттинцев. Онлайн-покупки в сети Интернет совершают 74% молодого поколения. Вызовом такси пользуются 73%. Заказывают еду через Интернет 57% исследуемых. Оплачивают коммунальные услуги в Интернете 49%. Для 45% молодежи Интернет необходим для осуществления электронной записи к врачу. И поиском попутчиков (BlaBlaCar) занимаются 29% респондентов.

 

Диаграмма №16 «Напишите, пожалуйста, Ваши любимые мобильные приложения?»
В мобильном телефоне практически каждого человека есть приложения, которые так или иначе упрощают, систематизируют нашу жизнь и делают ее интереснее. Мы решили выяснить, какими приложениями пользуется современная молодежь и какие из них являются самыми любимыми. Всего на данный вопрос ответили 10% респондентов. Так, самыми популярными оказались приложения, которые позволяют общаться в социальных сетях, а именно: VKontakte, Instagram, Telegram, TikTok, Viber, Twitter, WhatsApp,  Одноклассники. Также часто указывали такие приложения, как YouTube, Сбербанк онлайн, Pinterest, 2ГИС и различные сервисы Яндекса. Ниже приведен подробный список часто используемых приложений респондентов:


VKontakte

Instagram

Telegram

TikTok

Viber

Twitter

WhatsApp

Одноклассники

 YouTube

Сбербанконлайн

Pinterest  

2ГИС

КиноПоиск HD

ivi

Радио

Слушай

Uber BlaBlaCar

Яндекс.Музыка

ЯндексДеньги

ЯндексGo

Яндекс навигатор

Ямузыка

Ятакси –

Yandex

Маил.ру

Google chrome

Едадил

Оzon

Asos

Авито

Аliexpress

Delivery Club

Детский Мир

ГосУслуги

Аптека.ру

ЛитРес

Кошелёк

Tinkoff

Tinkoffинвестиции

Календарь

Airbnb 

 lightroom 

Doulingo

Cake

PicsArt

Boom

Aimp

CofD

Interpals

PhotoDirector

империяпазлов

Дурак (вкарты)

Pinka (игра)

Спотифай

VLive

eBoox

MediBang

Canva

InShot


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №17 «Выделите, основные риски, по Вашему мнению, связанные с использованием различных современных гаджетов и технологий?»
По мнению большинства молодежи (59%) главным риском в использовании различных современных гаджетов и технологий является вызывание зависимости. Также, половина респондентов указывают на вред для здоровья (ухудшение слуха, зрения, нервной системы и т.д.). 29% выделили такой риск, как несамостоятельность молодежи, упрощение жизни. Вариант «5.         Неравный доступ к технологиям» выбрали 22% тольяттинцев. О высокой стоимости различных гаджетов заговорили 19% участников опроса. Каждый десятый респондент считает, что все выше перечисленное является рисками, связанными с использованием инновационных продуктов. 8% уверены, что они не оказывают влияния. И 6% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Еще 2% дали свои варианты ответа: «Угроза передачи персональных данных третьим лицам», «Распространение пропаганды, неправильной/вредной информации, навязывание услуг, обилие чатов, которые не хранят историю и не индексируются. Потеря информации, много неверной информации».

 

Диаграмма №18 «Что, по Вашему мнению, конкретно нужно сделать, чтобы повысить эффективность выявления, поддержки и развития талантливой молодежи в сфере науки и техники?»
В заключение нашего исследования мы решили задать респондентам открытый вопрос: «Что, по Вашему мнению, конкретно нужно сделать, чтобы повысить эффективность выявления, поддержки и развития талантливой молодежи в сфере науки и техники?». Участникам опроса предлагалось развернуто изложить свои мысли на данную тему, всего было получено 6% ответов.  В целом, тольяттинцы предлагали сделать посещение научных кружков и секций более доступными, заинтересовать молодежь и замотивировать ее для развития в данной области. Ниже приведен подробный список ответов:

-Мотивировать молодежь

-Популяризировать науку

-Бороться  с лженаукой

-Повышать заинтересованность

-Чтобы их родные в них верили

-Сделать более доступным

-Информировать о направлениях

-Должна быть объективная оценка

-Проведение молодежных форумов

-Модернизировать систему образования

-Конкурсы, викторины, олимпиады, слёты

-Вкладывать бюджетные деньги в развитие

-Нужно создавать больше профильных клубов

-Повышение оплаты труда в сферах, связанных с наукой

-Предлагать курсы, конкурсы, создавать школы с уклоном

-Больше бесплатных мест в вузах для молодежи с периферии

-Доступность технологий, обучения, легкий вход в профессию

-Бесплатный доступ на форумы и широкое оповещения в соцсетях

-Создавать больше бюджетных мест на данных направлениях подготовки в ВУЗах

-Повысить заинтересованность учителей в обучении, в интересной подаче информации

-Сделать бесплатные кружки, факультативы, семинары в школах, где и нужно искать таланты

-Заинтересовать какой-либо сферой, показать плюсы, в том же самом волонтерстве или спорте

-Предоставить ресурсы для любознательных, проводить бесплатные курсы вовлечения к данной сфере

-Сделать более доступным обучение, не у всех хватает денежных средств посещать различные кружки

-Устраивать проекты и конкурсы, результаты которых действительно будут использоваться, а не только перед комиссией

-Проводить мастер классы в различных сферах деятельности с использованием современных технологий и материалов

-Снизить уровень информационного мусора, увеличение рекламы и понижение цен на курсы по изучению науки и техники

-Гранты и их реклама, а также грамотная презентация науки в школах, чтобы не было противоречий между школьной программой и научной базой

- Проводить дополнительные конкурсы в школах не на «правильное выполнение четко записанного задания», а давать возможность детям самим проявлять себя

-Мониторинг соцсетей. Многие очень талантливые дети стеснятся просто подойти и сказать: «Посмотрите, это сделал я!». Но они могут выставить фото или видео в соцсети

- Просветительские работы для формирования нужных ценностей среди молодежи. Не материальная помощь и не с помощью запретов - это контрпродуктивно. Ценности и настроения в умах людей - это важнее

-Выявлять талант нужно с раннего возраста. Давать в школах на начальных/средних классах специальные тесты, выявляющие талантливых детей, а затем оказывать поддержку в их дальнейшем развитии

- Для выявления: проводить конкурсный отбор в различных сферах. Для поддержки и развития: Больше средств из федерального бюджета. Молодежь нужно замотивировать либо деньгами, либо местом в штате в развивающейся компании, либо хотя бы стажировкой

-Возможно открыть какие-нибудь бесплатные или частично финансируемые кружки в данных сферах для всех желающих, а в целом все уже есть в Интернете и информация в нем. если эти сферы будут хорошо оплачивается и на слуху у людей будет развиваться к ним интерес

-Популяризация образования и возможностей, связанных с ним (тут имеется ввиду не доступность общего образования, а повышение качества жизни в стране, за счёт этого изменится образ мысли. Как следствие быть умным станет очень модно, в таком случае талантливые дети будут сами находиться

-Искать интерес у детей к науке и технике в раннем возрасте. Делать это не предвзято, т.е. не заставлять детей ходить в разные кружки, а смотреть на их интересы и выявлять предрасположенность к той или иной науки. После чего потихоньку начинать давать ему знания, ориентируясь на его интерес, а общеобразовательные предметы давать как дополнение

-В первую очередь нужно поменять наш экономическо-политический строй в целом. Почему же люди (единицы), которые отучились на специалиста в сфере науки и техники, уезжают в другие страны и хорошо себя там чувствуют, а не здесь? Та же компания Huawei, она охотно берёт под крыло наших специалистов. У нас очень слабое производство, особенно технологическое. Я думаю никому не нужны в нашей стране такие специалисты, а если и нужны, то платить им будут намного меньше чем вне России. Долго можно рассуждать на эту тему. Если брать корень проблемы-образование, то из нашей школы сдают информатику единицы. Учитель у нас и у выпускных классов одна. И знаете, с ней очень легко потерять интерес к предмету. Я боюсь представить, что в других школах твориться с информатикой. Но получается, что можно сдать и освоить предмет путём стороннего платного обучения, которое далеко не каждая семья себе может позволить. Я думаю, что нужно улучшать преподавательский состав (некоторые не дают реальных знаний и толькоготовят к ЕГЭ/ОГЭ)

-Вопрос к министерству образования

-Затрудняюсь ответить

 

 


Яндекс.Метрика