“Шанс – жить, как решишь ты! Шанс – для каждого!”
Многофункциональный молодежный центр «Шанс» провел социологическое исследование на тему "Культура поведения и общения тольяттинской молодежи"

Дата проведения: октябрь-ноябрь 2017.

Количество респондентов: 500 человек.

Возраст респондентов: от 14 до 30 лет.

Статистическая погрешность не превышает 3,5 %.


Культура поведения и общения тольяттинской молодежи

Культура поведения – это совокупность сформированных, социально-значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности и этики. В результате развития социальных проблем и утраты ценностных ориентиров сегодня актуальной становится проблема воспитания культуры поведения и общения молодежи. Чтобы узнать о состоянии культуры поведения и общения современной молодежи МБУ ММЦ «Шанс» в октябре – ноябре 2017 года провел социологическое исследование «Культура поведения и общения тольяттинской молодежи». 

У большинства молодежи, как оказалось, понятие «культура поведения» в первую очередь ассоциируется с нормами приличия и правилами поведения (75 %). Такие характеристики как сдержанность и умение контролировать свои поступки и внимание и уважение к людям отмечают 45 % и 42 % молодежи соответственно.

Для нас было интересным выяснить, как респонденты оценивают уровень культуры поведения современной молодежи. Выяснилось, что больше половины участников опроса (56 %)  оценивают уровень культуры поведения молодежи как средний.  Высоким уровень культуры поведения молодежи считают лишь 6 % респондентов.  Интересен тот факт, что личный уровень культуры как высокий оценило 30 % молодого поколения. 

Так же мы посчитали необходимым сравнить уровень культуры поведения старшего и молодого поколения. Оказалось, что, по мнению большинства респондентов (63 %), уровень поведенческой культуры старшего поколения выше, чем у молодежи. 

Сегодня в представлении большинства молодежи культура рассматривается как способ проведения досуга. По результатам исследования под «культурным» времяпровождением основная часть молодежи понимает «приобщение к элитарной культуре» (37 %)  или «приобщение к культуре в широком смысле этого слова (32 %).

В заключение нашего исследования нами было решено узнать о досуговой деятельности молодежи. Мы спросили молодое поколение о том, не хотят ли они поменять свой досуг. Оказалось, что способы проведения своего досуга полностью устраивают лишь 1/5 часть респондентов.


Более подробную информацию смотрите ниже в аналитической записке. 


Диаграмма №1 «Укажите Ваш пол»

В исследовании приняло участие 500 респондентов. Среди них 44 % мужчин (221 человека) и 56 % женщин (279 человек)









Диаграмма №2 «Укажите Ваш возраст »

По возрасту респонденты разделились на следующие группы: 14-18 лет – 45 % (226 человек), 19-23 лет – 19 % (146 человек), 24-30 лет – 26 % (128 человек).









Диаграмма №3 «Укажите Ваш социальный статус»

1.Учусь – 371 респондентов (65 % респондентов).

Из них:

- школьник – 224 респондента (39 %)

- студент колледжа – 62 респондента (11 %)

- студент ВУЗа – 85 респондентов (15 %)

2. Работаю – 99 респондент (35 %)

- работаю в сфере услуг – 70 респондентов (12 %)

- работаю в сфере производства – 29 респондентов (5 %)

3. Учусь и работаю – 114 респондентов (23 %)

4. Другое – 20 респондентов (4 %). Среди ответов встречаются такие, как: «не работаю», «не учусь и не работаю». 





Диаграмма №4 «Что, по Вашему мнению, входит в понятие «культура поведения»

Культура поведения – это неотъемлемая и составная часть общей культуры человечества. Для того, чтобы быть развитой, грамотной личностью необходимо знать основные составляющие культуры поведения. В связи с этим мы ставили перед собой цель узнать, что вкладывает в понятие «культура поведения» современная молодежь.  

Оказалось, что у большинства респондентов (75 %) понятие «культуры поведения»  прежде всего, ассоциируется с нормами приличия и правилами поведения.  Такие характеристики как сдержанность и умение контролировать свои поступки и внимание и уважение к людям отмечают 45 % и 42 % молодежи соответственно. Стоит отметить, что важным компонентом культуры поведения являются правила этикета. С данным вариантом ответа согласились 32 % респондентов. 

Известно, что культура поведения неразрывно связана с культурой общения личности. Так, примерно 3/5 (27%) опрошенных считают, что в понятие «культура поведения» входят формы и способы общения. 

Следующим по популярности ответом оказались хорошие поступки. Данный вариант выбрало 17% молодежи. Такое качество как урегулирование конфликтов включило в понятие «культуры поведения» лишь незначительная часть респондентов (9 %). 





Диаграмма №5 «Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать культурный человек?»

Понятие «культурный человек» включает в себя множество требований. Чтобы выяснить, какие качества, по мнению респондентов,  отличают культурного человека, мы задали им вопрос: «Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать культурны человек?»

По мнению большинства опрошенных (69 %) таким качеством, в первую очередь, является вежливость. 

Далее ответы распределились следующим образом: тактичностью – 37 %, корректностью – 28 %, ответственностью – 21 %, добротой и скромностью – по 20 %, отзывчивостью и общительностью – по 18 %, деликатностью и простотой – 15 %. 








Диаграмма №6 «Как Вы оцениваете уровень культуры поведения современной молодежи?»

Как известно культура не каждым человеком освоена одинаково. В данном случае следует говорить о таком понятии как уровень культуры. Уровень культуры – это показатель ее реального состояния и предельных возможностей её осуществления в жизни. 

Для нас было интересным выяснить, как респонденты оценивают уровень культуры поведения современной молодежи. Выяснилось, что больше половины участников опроса (56 %)  оценивают уровень культуры поведения молодежи как средний. Как оказалось, 2/10 части респондентов считают культурный уровень молодежи низким. 

Две противоположные позиции высказали по 8 % опрошенных. Одни считают, что уровень культуры современной молодежи очень высокий, другие – что очень низкий. Считают, что культура поведения молодежи находится на высоком уровне лишь 6 % респондентов. 




Диаграмма №7 «Как Вы оцениваете свой уровень культуры поведения в настоящее время?»

Задавая респондентам вопрос о том, как они оценивают уровень культуры молодежи, нам было важно узнать, как они охарактеризуют свой личный уровень культуры. 

Как и в предыдущем вопросе, половина опрошенных оценивают свой уровень культуры поведения как средний. Примечательно, что немалая часть молодежи (30 %) считают свой уровень культуры поведения высоким, что не соответствует картине, которую мы наблюдаем в случае с общим уровнем культуры поведения. 

1/10 часть респондентов  оценила свой культурно-поведенческий уровень как высокий. Лишь незначительное количество молодежи считают, что культура их поведения находится на низком и очень низком уровне -5 % и 4 % соответственно. 











Диаграмма №8 «Как часто Вы соблюдаете общепринятые нормы приличия и правила поведения?»

Как выяснилось, одним из важных компонентов культуры поведения являются нормы приличия и правила поведения. Данные нормы и правила всегда устанавливаются обществом и требуют их соблюдения. 

В связи с этим нам было важно узнать, как часто молодежь соблюдает общепринятые нормы приличия и правила поведения. Как оказалось, большинство опрошенных (48%) соблюдают данные нормы и правила часто. 

Практически всегда ограничивают свое поведение правилами и нормами 26 % молодежи, а иногда – 16 %. Незначительная часть респондентов (7 %) на данный вопрос выбрали вариант «редко». Интересным оказалось то, что лишь 3 % молодежи практически никогда не соблюдают общепринятые правила и нормы.






Диаграмма № 9 «Чем Вы руководствуетесь при регулировании своего поведения?»

Каждый человек, являясь членом общества, должен контролировать свой поведение, соблюдая определенным правила и нормы поведения. 

Чтобы узнать, на чем основывается молодежь при выборе той или иной модели поведения, мы задали следующий вопрос: «Чем Вы руководствуетесь при регулировании своего поведения?» 

Основным механизмом в регулировании поведения молодежь выделяет собственные убеждения, основанные на разуме. Данный вариант выбрали 54 % респондентов. 

Совесть, а также правила и нормы, установленные в обществе, влияют на поведение 20 % молодежи. Незначительная часть участников опроса выбрали такие варианты как мнение родителей – 3 %, мнение сверстников, друзей – 2 %. 

Были и те, кто предложили свои варианты ответа. Среди них: «опираюсь на собственные ощущения», «руководствуюсь возможными последствиями», «руководствуюсь эмоциями». 




Диаграмма № 10 «Согласны ли Вы с тем, что уровень культуры поведения современной молодежи уступает уровню культуры старшего поколения?»

Ранее нам удалось узнать, что уровень культуры поведения современной молодежи большинством оценивается как средний. Помимо этого мы посчитали необходимым сравнить уровень культуры старшего поколения с уровнем культуры молодого поколения. 

Для этого респондентам был предложен вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что уровень культуры современной молодежи уступает уровню культуры старшего поколения?» Оказалось, что основная часть опрошенных (63 %) выразила свое согласие с данным утверждением. Из них 26 % полностью согласны с данным утверждением, 37 % - скорее согласны. Скорее не согласными и полностью не согласными оказались по 29 % и 8 % молодежи соответственно. 





Диаграмма №11 «Кто/что, по Вашему мнению, в первую очередь формирует культуру поведения и общения человека?»

Процесс воспитания культуры поведения у молодежи происходит под влиянием объективной действительности. Нам было важно выяснить, кто или что в первую очередь формирует культуру поведения и общения человека. 

Как оказалось, наибольшая роль в формировании культуры отводится семье. Данный вариант отмечает 60 % молодежи. На втором по значимости месте оказался круг общения (друзья) – 23 %. С тем, что средства массовой информации (ТВ, Интернет и т.д.) оказывают влияние на данный процесс, согласились 12 % молодежи. Незначительная часть респондентов (4 %) выбрали вариант «образовательные учреждения»                 





Диаграмма №12 «Как часто Вы допускаете в своей речи употребление нецензурной лексики?»

Помимо культуры поведения частью общей культуры личности принято считать культуру общения. Одним из наиболее значимых показателей степени культурности индивида является речь. Именно поэтому мы решили узнать о том, как часто молодежь допускает в своей речи употребление нецензурной лексики. 

В результате выяснилось, что лишь незначительная часть респондентов (15 %) практически никогда не использует в своей речи нецензурную лексику. Крайне редко допускает в своей речи подобную лексику 23 % молодежи. Наибольший процент молодежи (46 %) выбрали вариант ответа «иногда». Примечательно, что всего 16 % молодого поколения постоянно обращается к нецензурным выражениям в своей речи. 






Диаграмма №13 «Какие способы общения Вы обычно используете»?

Далее нами были рассмотрены способы общения, которые современная молодежь использует для коммуникативных взаимодействий. Указанный вопрос является актуальным, поскольку в век бурного развития цифровых информационных технологий увеличилось количество способов связи и появились многочисленные аналоги общения, позволяющие общаться на расстоянии, – социальные сети, Skype, электронная почта и др. 

Были получены следующие результаты: с незначительным отрывом от других вариантов (87 %) современная молодежь вместе с другими способами предпочитает живое общение. За ним следуют социальные сети – 74 % и общение по телефону – 44 %. Skypeиные аналоги связи в общении использует 15 % респондентов. Наименее популярными оказались такие способы связи как электронная почта – 5 % и sms-сообщения – 4 %. 





Диаграмма №14 «Где Вы предпочитаете заводить новые знакомства?»

Продолжая анализировать особенности коммуникативного поведения современной молодежи мы решили узнать, какие мечта для знакомства предпочитают респонденты. Школа, университет и работа оказались самым распространенным и предпочтительным местом для новых знакомств. 

В век информационных технологий и массового использования социальных сетей удивительным оказалось, что всего 23 % молодежи предпочитают заводить новые знакомства в сети «Интернет». На улице с новыми людьми знакомятся 18 % опрошенных. Общественные заведения как хорошее место для знакомства выбрали 11 % респондентов. Свои варианты предложили 5 % участников опроса: на различных городских мероприятиях, в играх, в компаниях. 










Диаграмма №15 «Что вы понимаете под «культурным» времяпровождением?

Сегодня в представлении большинства молодежи культура рассматривается как способ проведения досуга, к сожалению, далеко не всегда содержательного и культуроформирующего. Чтобы выяснить, какой вид досуга у молодежи ассоциируется с «культурным» мы задали им вопрос: «Что Вы понимаете под «культурным» времяпровождением?» 

Наиболее распространенными на данный вопрос оказались следующие ответы: «приобщение к элитарной культуре (поход в театр, филармонию, музей» - 37 %, «приобщение к культуре в широком смысле этого слова (поход в кинотеатр, на эстрадный концерт, дискотеку) – 32 %. Спокойную прогулку в кругу друзей в качестве «культурного» досуга отмечает 19 % респондентов. К учебе и саморазвитию как культурному времяпровождению относится лишь 11 % молодежи. Важно отметить, что всего 1 % молодого поколения выбрали такой вариант как вечеринки в большой компании. 







Диаграмма №16 «Чему Вы предпочитаете посвящать свободное время?»

Так же при изучении культуры поведения и общения для нас было важным узнать, как молодежь проводит свой досуг и какое времяпровождение предпочитает. Мы выяснили, что большинство респондентов свое свободное время посвящают общению с друзьями (60 %). Далее по популярности следуют такие виды досуговой деятельности как чтение книг (39 %) и занятия спортом (34 %). Следующими по распространенности занятиями являются творческое саморазвитие (29 %) и проведение времени за компьютером (26 %). Приблизительно равное количество респондентов отмечают, что в свободное время они смотрят ТВ (17 %), посещают торгово-развлекательные центры (15 %) и посещают кинотеатры (14 %). 

Наименее популярным способом времяпровождения оказалось посещение ночных и развлекательных клубов. Данный вариант выбрали всего 6 % молодежи. Стоит ответить, что были такие респонденты, которые предложили свои варианты ответа. Среди них: учеба, подработка, отдых, прогулки, проведение времени на природе, организация мероприятий. 





Диаграмма №17 «Чем Вы руководствуетесь при выборе досуга?»

Для того, чтобы более подробно изучить занятия, которым современная молодежь предпочитает уделять свободное время, мы решили узнать, что влияет на их выбор досуга. Оказалось, что важную роль для большинства респондентов в данном случае играют собственные интересы. Ими руководствуется 66 % молодежи. 1/5 части респондентов при выборе того или иного досуга прежде всего ориентируется на денежные средства.  Стоит отметить, что наименьшее влияние на выбор досуга молодого поколения оказывают влияние мнение друзей и знакомых, а также мнение родителей. Данные варианты выбрали всего лишь 5 % респондентов. 





Диаграмма №18 «Хотели бы Вы изменить свой досуг?»

Изучая предпочтения в выборе досуговой деятельности молодежи, мы решили узнать, не хотели бы они изменить свой досуг. Оказалось, что способы проведения своего досуга полностью устраивают лишь 1/5 часть респондентов. Приблизительно такое же количество опрошенных (22 %) высказались о том, что хотели бы кардинально изменить свой досуг. 

Большинство же (57 %)  придерживается средней позиции и высказывается о том, что немного бы изменили свой привычный отдых.  







Скачать социологическое исследование с диаграммами вы можете ЗДЕСЬ.  



Яндекс.Метрика