“Шанс – жить, как решишь ты! Шанс – для каждого!”

Многофункциональный молодежный центр «Шанс» провел социологический опрос «Религия в молодёжной среде».

Дата проведения: апрель - май 2017.

Количество респондентов: 500 человек.

Возраст респондентов: от 14 до 30 лет.

Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Молодежь о сакральном

На этот раз в поле зрения тольяттинской молодежи оказалась тема религии: сложная и весьма противоречивая. Знакомим вас с результатами опроса «Религия в молодежной среде», которое многофункциональный молодежный центр «Шанс» провел в апреле-мае этого года.

К верующим себя относят практически половина опрошенной молодежи (46%). Так как Россия является многонациональной страной, на ее территории проживают представители различных религиозных течений. Христианство по сей день является самой многочисленной религией, к данному направлению отнесли себя 68% тольяттинцев. Последователей ислама оказалось 4%. По 2% участников опроса выбрали иудаизм и буддизм. Практически каждый десятый тольяттинец отметил, что он является атеистом, т.е. отвергает веру в существование богов, а также отрицает существование сверхъестественного в целом.

В целом, вера не влияет на отношения между людьми. Так, на вопрос «Как Вы относитесь к представителям другой религии?» 36% ответили – «Уважительно». 42% молодежи считают это личным делом каждого, для них не принципиально какой веры придерживается человек. Вариант «Мне все равно» выбрали 14%. Не считают, что нужно уважать представителей других религий всего 2% участников опроса.

Религия – достаточна острая тема для обсуждения и поэтому, нередко случаются конфликты из-за расхождения мнений по данному вопросу. Так, 37% молодежи отметили, что им довелось стать участником или свидетелем конфликтов на религиозной почве. А вот в кругу семьи религия становится темой для разговоров только в 39% случаев. Большинство опрошенных (59%) отметили, что данная тема в их доме не проговаривается.

Сегодня в некоторых учебных заведениях существует практика ввода такой дисциплины, которая знакомит учащихся с основными положениями религиозных доктрин. Мы решили выяснить, как к этому относится тольяттинская молодежь. Большинство (44%) придерживаются мнения «Любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся». Против ввода данной дисциплины каждый четвертый представитель молодежи Тольятти. Положительно относятся к данной идее всего 13%.

В целом, молодое поколение редко посещает молитвенные места – раз в несколько лет (30%). Вариант «Несколько раз в году» выбрали 29%. О том, что никогда не были в церкви (мечете, молебном доме и т.д.) сказали 21% молодежи. А вот интерес к экскурсиям в знаменитых церквях, мечетях, монастырях, соборах, храмах среди тольяттинской молодежи достаточно высок, так 65% отметили, что посетили бы данные мероприятия.

Более подробную информацию смотрите ниже в аналитической записке.


Анализ социологического исследования 


Диаграмма №1 «Укажите Ваш пол»

В исследовании приняло участие 500 респондентов,  из которых мужчин 42% (210 человек), женщин – 58% (290 человек).











Диаграмма №2 «Возраст респондентов»

Возрастной состав респондентов распределился следующим образом: наибольшая часть опрошенных представляет возрастную группу 14-18 лет – 51% (259 респондентов), вторая по численности группа – 19-23 года – 25% (123 респондента) и самая малочисленная – 24-30 лет – 24% (118 респондентов).










Диаграмма №3 «Ваш социальный статус»

-учусь– 402 (80% респондентов). Из них:

-школьник – 186 (46% респондентов) -студент колледжа (техникума, училища) – 95 (24% респондентов) -студент ВУЗа – 121 (30% респондентов) -работаю – 199 (40% респондентов) -работаю в сфере услуг – 159 (80% респондентов) -работаю в производстве – 40 (20% респондентов) -учусь и работаю – 109 (22% респондентов) -другое – 2% (10 респондентов). Среди ответов такие, как: эколог, декретный отпуск, фрилансер, работаю в медиа, инженер-проектировщик, безработный.




Диаграмма №4 «Как Вы относитесь к религии?»

В начале данного исследования мы решили узнать общее отношение респондентов к религии. Так, к  верующим отнесли себя практически половина опрошенной молодежи (46%) и отметили, что считают религию важным аспектом в жизни. Вариант «Не верующий, но все равно считаю религию важным аспектом в жизни» выбрали 16% респондентов. 11% молодежи не считают себя верующими и указали религию как бесполезный аспект в жизни.  Столько же процентов исследуемой выборки отметили, что им все равно. Затруднились ответить на данный вопрос 12% участников опроса. И 4% респондентов предложили свои варианты ответов:

-верующая, но не придерживаюсь определенной религии;

-верующий, но без фанатизма;

-верующий, но не посещаю церковь;

-верую, но я против церкви и погружения в религию с головой;

-верующая, но считаю религию инструментом управления народа. Вера не нуждается в определенной религии, вера она либо есть, либо ее нет;

-религия и вера – разные вещи. Я за веру без коммерции;

-атеист, к религии отношусь как к части культуры (как к мифам Древней Греции, например);

-разделяю понятие «Вера» и «религия». Считаю религию бесполезной;

-верующий, но считаю религию не самым главным и важным пунктом нашей жизни

-религия существует для выманивания денег и все;

-инструмент управления обществом. 


Диаграмма №5 «Последователем какой веры Вы являетесь?»
Так как Россия является многонациональной страной, на ее территории проживают представители различных религиозных течений. Мы решили выяснить, какова на данный момент религиозная картина в г. Тольятти. Самой многочисленной религией на данной территории является христианство, к данному направлению отнесли себя 68% опрошенных респондентов. Последователей ислама оказалось 4%. По 2% участников опроса выбрали такие религиозные направления, как иудаизм и буддизм. Практически каждый десятый тольяттинец (11%) отметил, что он является атеистом, т.е. отвергает веру в существование богов, а также отрицает существование сверхъестественного вообще – духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни. Затруднительным данный вопрос оказался для 9% респондентов. Также, 4% молодежи предложили свои варианты ответов: «Нейтрально отношусь к вере», «Не отношу себя к какой-либо религии», «Свой взгляд на мир», «Я верю в людей», «Православие», «Бог един», «Многоконфессиональная семья». Также были такие варианты, как: «Никакой (свое мировоззрение). Воспитана в православной семье», «Агностицизм, хотя это философское течение, а не религиозное», «Считаю, что верить можно, не причисляя себя к какому либо вероисповеданию». 


Диаграмма №6 «Как Вы относитесь к представителям другой религии?»

На вопрос «Как Вы относитесь к представителям другой религии?» 36% ответили, что уважают представителей других религий. 42% молодежи считают это личным делом каждого, для них не принципиально какой веры придерживается человек. Вариант «Мне все равно» выбрали 14% респондентов. Не считают, что нужно уважать представителей других религий всего 2% участников опроса. Затруднились дать ответ 5%. И еще 1% респондентов предложили свои варианты ответов: «Уважаю, но не фанатиков», «Считаю личным делом каждого, но испытываю неприязнь к радикальным исламистам», «К верующим отношусь нейтрально, если они не навязывают своё мировоззрение другим людям», «Отношусь спокойно ко всем людям вне зависимости от веры», «Каждый волен верить в то, что по душе, и разные веры не мешают нам быть друзьями». 


Диаграмма №7 «Приходилось ли Вам лично быть участником или свидетелем конфликтов на религиозной почве?»

Религия – достаточна острая тема для обсуждения и поэтому, нередко случаются конфликты из-за расхождения мнений по данному вопросу. Так, 37% молодежи отметили, что им довелось стать участником или свидетелем конфликтов на религиозной почве. И 63% респондентов не становились участниками подобных конфликтов. 





Диаграмма №8 «Обсуждаются ли в Вашей семье вопросы религии?»

Семья является основным институтом социализации личности, именно здесь закладываются ключевые жизненные принципы, модели поведения и создается определенное видение мира. Мы решили узнать, как часто в тольяттинских семьях религия становится темой для разговора. Выяснилось, что вопросы религии обсуждаются только в 39% семьях респондентов. Большинство опрошенных (59%) отметили, что данная тема в их доме не проговаривается. И 2% респондентов предложили свои варианты ответов: «Редко», «Не часто», «Иногда», «Только старшим поколением», «Нет, зато обсуждается вопрос веры в паранормальные явления, к сожалению». 



Диаграмма №9 «Нужно ли ввести в учебных заведениях (школах, колледжах, вузах) учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?»

Сегодня в некоторых учебных заведениях существует практика ввода такой дисциплины, которая знакомит учащихся с основными положениями религиозных доктрин. Мы решили выяснить, как к этому относится тольяттинская молодежь. Большинство респондентов (44%) придерживаются мнения «Любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся». Против ввода данной дисциплины каждый четвертый представитель молодежи Тольятти. Положительно относятся к данной идее всего 13% респондентов. Затруднились ответить на данный вопрос 16%. И еще 2% предложили свои варианты ответов:

-«Хорошая мысль, если говорить о всех мировых религиях, а не пропогандировать РПЦ»;
-«Можно ввести такую дисциплину в школах в целях расширения знаний детей, при условии того, что это будет беспристрастно и без навязывания своих взглядов»;
-«Если да, то должна быть подготовка учителей имеющих опыт донести идеи»;
-«Конечно это нужно. Но не в наше время. Для этого нет в стране ничего. Священнослужащий? Некоторые из них коррупционеры. Перегружать детей в школах этим не нужно. Сначала нужно восстановить образование и потом вводить нововведения. И контролировать церковь в плане расходов, которые церковь получает от государства и обычные пожертвования»;
«Исследование всех религий и их влияние на мир это интересный и нужный предмет. Но вести его должны не связанные с какой-либо религией люди»
-«Вера каждого человека его личное дело»;

-«Рассказывать общие факты, без навязывания»;

-«Будет полезно знать основные положения»;

-«Нет, не надо внушать детям религию»;

-«Да, нужно, но лишь ознакомительно, какие религии бывают, без навязывания. Должен вести обычный преподаватель». 


Диаграмма №10 «Какова, на Ваш взгляд, религиозная ситуация в стране сегодня?»

Большинство респондентов (35%) затруднились дать оценку религиозной ситуации в стране сегодня. 26% молодежи считают, что процент верующих всегда примерно одинаков. О том, что число верующих уменьшается, заговорили 23% участников опроса. Напротив, 15% - полагают, что число верующих сегодня набирает обороты. Также, 1% респондентов предложили свои варианты ответов: «Я не знаю, но мне хотелось бы, чтобы увеличивалось», «В суровых реалиях люди теряют веру в Бога», «Беспокоит фанатизм верующих», «Агрессивное вмешательство РПЦ (иногда и других конфессий – в зависимости от региона) в государственные дела. Страна по факту не является светским государством. Это очень грустно. И косвенно мешает развитию науки». 


Диаграмма №11 «Как часто Вы бываете в церкви (мечете, молебном доме и т.д.)?

Большая часть респондентов (30%) посещает молитвенные места один раз в несколько лет. Несколько раз в году туда приходит чуть меньший процент опрошенных (29%). О том, что никогда не были в церкви (мечете, молебном доме и т.д.) сказали 21% молодежи. Один-два раза в месяц посещают данные места 11% участников опроса. И систематически (раз в неделю) привыкли ходить в храм 8% исследуемой выборки. Еще 1% респондентов предложили свои варианты ответов: «1 раз в жизни», «Один раз в год», «По случаю», «С детства не была», «Я была 5 лет назад и больше не желаю», «Бываю иногда в рамках культурного знакомства (экскурсии, например), «Иногда бываю в исторически интересных религиозных зданиях».


 

Диаграмма №12 «Интересны ли Вам экскурсии в знаменитых церквях, мечетях, монастырях, соборах, храмах?»

Достаточно высок интерес респондентов по отношению к экскурсиям в знаменитых церквях, мечетях, монастырях, соборах, храмах, так 65% отметили, что посетили бы данные мероприятия. Число тех, кому это не интересно составляет 31%. И 4% респондентов предложили свои варианты ответов: «Иногда», «Не всегда», «Не часто», «Время от времени», «Иногда, исходя из возможностей», «Скорее да, чем нет: все зависит от конкретного объекта», «Только в католические», «Ни разу не бывал на таких экскурсиях». Также, были такие варианты, как: «Да, сугубо в культурном аспекте», «Лишь ради интереса архитектуры», «Именно как экскурсия, лишь для изучения культур и истории всего мира, древние храмы различных религий», «Здорово посмотреть на красивое убранство, но не могу понять, как люди одной веры заходят в храм другой веры». 


Диаграмма №13 «Празднуете ли Вы религиозные праздники?»
Больше половины молодых тольяттинцев (58%) отметили, что отмечают только самые известные религиозные праздники. Редко празднуют данные даты 17% респондентов. Вариант «Да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры» выбрали 13%. Вовсе не отмечают религиозные события – 11% участников опроса. И свои варианты ответов предложили 1% молодежи: «Празднуем Пасху – это, скорее, традиция», «Крупные праздники «Рождество, Пасха» - это, скорее, приятная традиция. Праздную, но не по религиозным канонам», «Просто повод собраться с родственниками», «Придется, по наставлению родителей», «Нет, но в моем кругу празднуют». 






Диаграмма №14 «Как Вы относитесь к факту крещения детей в младенчестве?»

Факт крещения детей в младенчестве считается положительным моментом для половины опрошенной молодежи (49%). Нейтрально к этому относятся 32% респондентов. И негативно настроены к данному процессу 14%. Затруднились ответить на данный вопрос 3% участников опроса. И еще 2% предложили свои варианты ответов: «Считаю не правильным решать за ребенка», «Ребенок сам должен вырасти и решить», «Это личное дело каждой семьи», «Считаю, что креститься нужно по желанию человека, когда он может это желание изъявить, а не в младенчестве», «Я бы не крестила, это личное дело ребенка будет», «Это должно быть осознанно», «Положительно, если это осознанный и ответственный выбор родителей. Отрицательно, если это делается по принципу: «вроде так принято». 


Диаграмма №15 «Как Вы относитесь к тому, что люди меняют веру?»
Смена веры вызвала меньшее одобрение среди тольяттинской молодежи, так только 12% видят в этом положительный момент. 59% относятся к этому нейтрально. И 16% отметили, что отрицательно относятся к тому, что люди меняют веру. Затруднились ответить на данный вопрос 11% респондентов. И 2% предложили свои варианты ответов: «Смотря с какой веры переходить в другую», «Это личное дело каждого», «Каждый сам выбирает, кем хочет быть», «С сожалением», «Вера – это личное дело каждого человека», «не обязательно ходить в церковь, чтобы начать жить по-другому. Вера заключается в голове». 




Диаграмма №16 «Часто ли Вы видите в Интернете различную рекламу религиозных организаций, религиозной литературы, предметов культа или иную подобную информацию?»
В заключении нашего исследования, мы решили выяснить с какой периодичностью в поле зрения молодежи в Интернете  попадается информация религиозного характера. Так, практически половина опрошенной молодежи (48%) отметили, что очень редко видят в Интернете различную рекламу религиозных организаций, литературы, а также предметов культа и подобной информации. Вариант «Иногда» выбрали 23%. Довольно часто встречают подобную информацию всего 14% участников опроса. Затруднились дать ответ 12%. И 3% респондентов предложили свои варианты ответов: «Не вижу», «Никогда». 


Скачать социологическое исследование с диаграммами вы можете здесь.


Яндекс.Метрика